На главную
главная
новости
контакты
партнеры
потребителям
Деятельность Нормативная база Реестры
 

Использование интернет, мобильной и другой телефонной связи

Использование интернет, мобильной и другой телефонной связи

06.12.2006
Слудняков С.В. Использование интернет, мобильной и другой телефонной связи...

Использование интернет, мобильной и другой телефонной связи для противодействия распространению контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции на основе сопоставлений взаимоувязанной избыточной информации, сопровождающей подлежащую к реализации продукцию, через привлечение к ее контролю потребителя.

Стратегическим направлением в экономической политике государства и его регионов является обеспечение их экономической безопасности.
При этом под экономической безопасностью следует понимать обеспечение устойчивого состояния и создание условий для динамичного развития экономики страны, регионов, городов, населения, отдельных видов бизнеса, каждого отдельного гражданина, юридического или физического лица.
Показатель доли контрафактной, а также фальсифицированной и контрабандной продукции, можно рассматривать как достаточно объективный критерий эффективности существующей системы государственного регулирования рынка, которая не способна пока разработать и применить эффективные меры по решению данной проблемы.
Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции, безусловно, является одной из самых острых и актуальных проблем для потребителя, государства и всего бизнес-сообщества. Потери компаний-производителей, правообладателей и бюджетов государств исчисляются миллиардами долларов. Наносится непоправимый вред здоровью и благополучию миллионов людей. Подрываются основы конкурентоспособности, честного, законопослушного предпринимательства. Формируется среда для теневой экономики, питающей коррупцию и терроризм.
Чтобы победить это зло, нужны последовательные и скоординированные действия в области законодательства и правоприменительной практики, в области хозяйствования и социальной подпитки, образования и общественной морали.
В частности:
а/ Контрафактная (пиратская) продукция – это продукция, произведенная с нарушением авторского, издательского или патентного права (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 40 Закона РФ от 23.09.1992г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товара»). Контрафактная продукция наносит ущерб узкой группе авторов или владельцев авторских прав, а также способствует недополучению налогов в государственный бюджет, но выражает интересы населения, поскольку цена продукции существенно снижается.
В результате реализации контрафактной продукции более широкие слои населения получают доступ к высоким технологиям (например, через распространение пиратских компьютерных программ) и информации, произведениям культуры (например, через продажу пиратских видео-аудиокассет или компакт-дисков).
Такое явление как контрафакт распространено во всем мире, достаточно сказать, что по оценкам Интерпола торговля им в мире приносит доходы порядка 500 млрд. евро в год.
По словам министра культуры и массовых коммуникаций России Александра Соколова, «мы имеем дело с хорошо продуманной системой обхода закона». По различным оценкам, российский бюджет ежегодно теряет около $3 млрд. только от нарушения прав интеллектуальной собственности.
Страна входит в пятерку самых пиратских стран мира. Попытки бороться с пиратством путем облав на торговые точки и с помощью экскаваторов оказались низкоэффективными, а законодательные инициативы – нежизнеспособными.
б/ Фальсифицированная продукция – это подделка фирменной продукции, а также продукция, производимая с нарушением установленных санитарно-гигиенических нормативов, реализуемая по поддельным документам (ст. 1 Федерального Закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
Фальсифицированная продукция, кроме ущерба бюджету и владельцу торговой марки, наносит моральный, материальный и физический ущерб населению, поскольку, как правило, производится с минимальными затратами, с нарушением технологии и установленных санитарно-гигиенических нормативов. Одновременно такая продукция может быть и контрафактной.
В целом, ситуация, сложившаяся на потребительском рынке в связи с массовым распространением фальсифицированной, в т.ч. контрафактной продукции, заслуживает самого серьезного внимания со стороны государства.
В частности, велика их доля на продовольственном сегменте потребительского рынка. Эта рассматриваемая проблема, усугубляемая возрастанием угроз неконтролируемого распространения трансгенных продуктов с вытекающими отсюда последствиями для здоровья нации, дают основания связывать экономическую безопасность в сфере интеллектуальной собственности с критическим состоянием продовольственной безопасности страны.
Наиболее уязвимыми, по-прежнему, остаются сегменты рынка молочных и мясных консервов, сыров, цельномолочной продукции, растительного, сливочного и топленого масла, маргарина, майонеза, минеральной воды, алкогольной продукции и ряда других товарных групп.
В числе непродовольственных товаров чаще всего подделываются или изготавливаются некачественно товары бытовой химии, парфюмерно-косметические изделия, игрушки, ткани, обувь, швейные, трикотажные изделия, мебель, электробытовые нагревательные приборы и т.д.
Особое место занимают фальсифицированные лекарственные препараты.
Согласно статистике, пятая часть таблеток и микстур имеет тот или иной дефект, недопустимый в лекарственных препаратах. Некачественные медикаменты бывают двух типов. В одном случае это чистая имитация того или иного препарата, не оказывающего никакого лечебного или вредного воздействия на организм больного. В другом – дело обстоит гораздо хуже. Препарат или содержит те же лекарственные составляющие, что и оригинал, но не в той пропорции, или имеет совсем другие, более дешевые составляющие. Кроме того, при его выпуске удешевляется, а значит, упрощается технологический процесс изготовления. В результате, болезнь не только не излечивается, но и усугубляется нежелательными осложнениями.
в/ Контрабандная продукция – объем подобной продукции на рынке также значителен и может в себе сочетать, как правило, все признаки контрафактной и фальсифицированной продукции.
Главные причины, которые ведут к увеличению роста рассматриваемого вида экономических преступлений – высокая доходность подобной незаконной деятельности и относительно незначительная мера наказания за содеянное.
Структурно схема производства контрафактного и фальсифицированного товара формально такая же, как и оригинального товара. Очевидно, что при их производстве все или некоторые затратные этапы для «предпринимателей», создающих контрафактную продукцию, либо исчезают, либо расходы на этих этапах снижены. В результате этого себестоимость товара всегда ниже себестоимости легального товара. В результате этого, цена такого «товара» может устанавливаться ниже, чем цена оригинального товара (от 1,5 до 4 раз). Поэтому объем продаж может в несколько раз превышать объем продаж оригинального товара.
Вся рассматриваемая продукция в большей степени является неучтенной и в этом смысле она может считаться одной из схем уклонения от налогообложения.
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной, а также поставка контрабандной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности как России. По оценкам специалистов Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств ежегодные убытки по данному направлению в Российской Федерации достигают 3 млрд. долларов США.
Можно предположить, что эти миллиардные суммы участвуют, в том числе, и в финансовой подпитке международного терроризма.
В целом, производство и продажа незаконной продукции подрывает экономическую основу создания легального товара. Такая предпринимательская деятельность приводит к негативным последствиям экономического, социального внутриполитического и внешнеполитического характера.
Прежде всего, не решаются в должной мере вопросы:
- защиты жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукции;
- защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, от отрицательных последствий, связанных с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
- защиты фискальных интересов и усиления экономической безопасности государства;
- повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие распространению фальсифицированной и контрафактной продукции;
- ликвидации пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы борьбы с распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
- повышения эффективности применения законодательных мер, предусматривающих ответственность за осуществление деятельности, связанной с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
- повышения авторитета государства на международной арене, приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации и т.д.
Очевидно, что работа по противодействию распространению контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции требует широкого комплекса мер в области экономики, права, правоохранительной деятельности, организации мониторинга ситуации и проведения профилактических мероприятий.
В основе внедрения указанного выше комплекса мер должны находиться достоверность, оперативность и доступность информации, сопровождающей легальный оборот продукции, а также участие в процессе оценки оборота продукции самого объективного контроля - потребителя, в большей степени, чем кто-либо заинтересованного в качестве продукции.
Как выглядит человек зависит, прежде всего, от того, что он ест, не говоря уже о лекарствах, которые ему в последствии приходится применять для корректировки полученного в процессе жизнедеятельности негатива. Потребитель однозначно заинтересован в качестве приобретаемых им продуктов и чаще всего стремится исключить возможность получения фальсификата, в котором в значительных объемах присутствует как контрафакт, так и котрабанда.
С учетом изложенного, представляется разумным использовать представленный ниже один из возможных в реализации механизмов по повышению достоверности информации о приобретаемой потребителем продукции, с непосредственным участием в ее оценке в момент покупки.
Одним из определяющих факторов при разработке любого механизма, связанного с контролем за оборотом легальной продукции является:
- минимизация финансовой нагрузки на систему контроля (создание и последующее обслуживание);
- относительная простота и технические возможности любого предприятия в создании такой системы;
- возможность поэтапного внедрения и последующей модернизации системы;
- максимальная независимость предприятий при эксплуатации системы от привлечения дорогостоящих специализированных организаций;
- простота и оперативность в получении достоверной информации потребителем.
С учетом изложенного и в целях противодействия распространению на потребительском рынке контрафакта, фальсификата и контрабанды к рассмотрению предлагается алгоритм действий, направленный на подтверждение легальности оборота реализуемой населению продукции, основанной на использовании избыточной, взаимоувязанной информации при минимизации затрат на ее подготовку и применение.
Например, реализация длительное время однотипных проездных билетов на общественном транспорте привела к изготовлению большого количества контрафакта и фальсификата в этом направлении. В то же время ежеквартальное изменение цветности проездных билетов без жесткой привязки конкретного цвета к прогнозируемому периоду их использования в значительной степени осложнило задачу производителей контрафакта и фальсификата, увеличив себестоимость изготовления подделки, и сократив ценовую разность между легальным и нелегальным билетом, в том числи и через сокращение сроков реализации контрафакта. С увеличением изменяемых информационных критериев, наносимых на реализуемый товар, в данном случае – проездные билеты, себестоимость подделки многократно возрастает, а периоды и объемы ее использования существенно сокращаются.
По аналогии с проездным билетом, рассмотрим вариант возможного нанесения избыточной взаимоувязанной (реперные точки) информации на потребительские товары (Рассматриваемый вариант отображен на прилагаемой функциональной схеме) (Приложение № 1).

Пункт 1:
1. В целях максимальной индивидуализации продукции необходимо еще при изготовлении этикетки, контрэтикетки, упаковки, тары и т.д. промышленным типографским или другими способами наносить на нее индивидуальный сквозной номер (при необходимости – серию), декоративные изменяющиеся символы, и/или изменяющуюся локальную цветность (алгоритм изменения задается заказчиком), телефон производителя (информационного центра) продукции для оперативного получения информации по приобретаемому товару и т.д.
2. Изложенную в пункте 1 наиболее значимую информацию в процессе ее нанесения промышленным типографским способом целесообразно и необходимо продублировать на этикетке, контрэтикетке, таре, упаковке и т.д. в виде одномерного штрих-кода, что позволит в последующем в значительной степени автоматизировать процесс проверки ее достоверности, а также уже на стадии производства является одним из элементов дополнительной защиты подлинности продукции через тиражирование различными методами ее нанесения и возможного в последующем считывания и сличения. При нанесении одномерного штрих-кода представляется возможным в его составе получать контрольную сумму, определенным образом связанную с индивидуальным номером, нанесенным на этикетку, контрэтикетку, упаковку, тару и т.д.
3. Для подакцизной продукции, легальность которой подтверждается сопровождающими ее акцизными марками, необходимо обеспечить еще при изготовлении марок, кроме отображения на них номера и серии, нанесение одномерного штрих-кода их дублирующего. Данный подход успешно используется в знаке соответствия Системы добровольной сертификации ГУП города Москвы «Московское Качество». Возможность автоматического считывания нанесенных на акцизные марки, знаки соответствия, номеров и серии позволит на практике индивидуализировать реализуемую продукцию через отображение считываемых автоматически всех номеров и серий в товарно-сопроводительных документах на коробах, полетах и т.д.
4. Использование принципа сопоставления в описываемой системе оценки избыточной взаимоувязанной информации, наносимой на реализуемую продукцию и данных в целях повышения защищенности сопрягают с датой изготовления (в отдельных случаях времени изготовления), привязывают к ним коды. Дополнительный информационный код по заданному алгоритму, известному только производителю, может быть также привязан к различному интервалу времени (секунды, минуты, час, сутки и т.д.).
5. Производители в своей работе могут использовать дополнительные технологические решения в значительной степени приводящие к избыточности подконтрольной информации и усложняющие подделку реализуемой им продукции. В частности, в составе штрих-кода, наносимого на тару, упаковку, может быть указана дополнительная информация по укупорке продукции, применяемым термоэлементом, специфике голограмм, цветовой динамике и других элементов защиты.
В то же время описанный выше объем избыточной взаимоувязанной информации, наносимый на продукцию на практике, без выстраивания соответствующей системы, не в полном объеме будет востребован потребителем ввиду его разнотипности, неунифицированности, а также динамичности изменения во времени без выполнения ряда дополнительных требований.
В целях упрощения процесса использования потребителем избыточной взаимоувязанные информации для подтверждения степени легальности приобретаемого им товара и возможного практического применения предлагается следующая процедура предварительной ее обработки производителем.

Пункт 2:
А) Нанесение лазерным способом на тару, упаковку даты и времени изготовления продукции с отображением, при необходимости, переменного кода, привязанного к моменту нанесения данной информации.
Б) Размещение продукции в тару или упаковку с нанесенной на них информацией о времени производства и переменным кодом. Последовательность пунктов А и Б может меняться в зависимости от технологии производства товаров.
В) Нанесение на подакцизные товары акцизных марок со считыванием непосредственно перед их нанесением или после нанесения, в зависимости от технологии производства, соответствующих номеров и серий марок.
Г) Считывание с упаковки тары одномерного штрих-кода, содержащего информацию по индивидуализации (упаковки, этикетки, контрэтикетки, тары и т.д.)
Д) Обработка информации, указанной в пунктах А, Б, В, Г, в целях сведения ее в единый информационный файл для последующего хранения в информационном центре предприятия:
- информация о товаре;
- информация о производителе;
- №, серия упаковки;
- дата и время упаковки (розлива);
- переменный код (контрольная сумма информационного поля (файла);
- информация о декоративной или технологической защите.
Е) Комплектация информации о всей индивидуализированной продукции, размещаемой в короба, на полеты и т.д., в микрочипе (штрих-коде) с последующим нанесением его соответственно на короба, полеты и т.д., а также возможное использование информации, занесенной в микрочип (штрих-код), в товарно-транспортной накладной. Наличие информации о индивидуализированном товаре в микрочипе значительно упрощает механизм проверки соответствия реализуемого товара и сопровождающего его документооборота, а также позволяет увеличить объем проверок со стороны потребителя и надзорных органов. Механизм, указанный в пункте Е, значительно усложняет реализацию зеркальной неучтенной, как правило, фальсифицированной, а возможно и контрафактной, контрабандной продукции.
Допускается реализация процесса микрочипирования транспортного средства с сопоставлением данных с товарно-транспортной накладной (накладными) без досмотра транспорта с перепроверкой данных в пункте назначения товара. Операция съема информации для последующего контроля возможна в проведении без остановки транспорта

Пункт 3:
В пунктах 1 и 2 укрупненно описано выполнение производителями всей подготовительной работы, направленной на легализацию оборота своей продукции и, как следствие, создание фактических предпосылок к противодействию распространения на потребительском рынке фальсифицированной, контрафактной, контрабандной ее составляющих.
Вся подготовительная работа предприятия аккумулируется в нанесении на тару, упаковку и т.д. дополнительного одномерного штрих-кода с цифровым сопровождением под ним. В состав штрих-кода входит вся избыточная взаимоувязанная информация, позволяющая потребителю сопоставлять внесенные в него данные с данными, отображенными на этикетке (контрэтикетке, упаковке, таре и т.д.), а также с данными, полученными с помощью SMS-интернет сообщения от предприятия-производителя. Дополнительный штрих-код может быть выделен различными типографскими способами, удобными для восприятия потребителем.
Решение задачи обеспечивается в том числе и через создание соответствующего программного обеспечения, взаимодействующего с распределенными региональными базами данных. Все запросы в виде SMS-сообщений попадают в базу данных контролируемой продукции для последующего анализа, чтобы исключить возможность "клонирования" легальных этикеток, нанесенных на продукцию.
Применение одномерного штрих-кода не потребует разработки и внедрения новых считывающих устройств, а позволит использовать недорогие, существующие в настоящее время в большом количестве.
При приобретении товара потребитель имеет возможность в зависимости от значимости продукции, присутствующего на прилавке ассортимента, и сопоставимости цен реализации, проверить степень подлинности приобретаемого им товара:
- по телефону, указанному на этикетке (контрэтикетке, таре, упаковке и т.д.), направить SMS с нанесенным на тару, упаковку переменным кодом или индивидуализированным номером. В данном случае возможно использование Интернета. Через определенный интервал времени (на начальном этапе внедрения системы, возможно продолжительный, в последующем абсолютно приемлемый для ожидания информации) потребитель может получить на экране мобильного телефона (компьютера) полный объем характеристик по приобретаемым им товарам возможно с подтверждением факта поставки в данный регион и т.д.(пункт 2 - Д);
- при совпадении информации, отображаемой на дисплее мобильного телефона (компьютера) с данными фактически находящегося в руках потребителя товара, подтверждается факт его легального производства и, как следствие, более гарантированного качества (усложняется процедура перебития дат реализации продукции и т.д.);
- в случае неполучения ответа, или если отображенные данные не соответствуют в полном объеме приобретаемой продукции, потребитель вправе рассмотреть возможность приобретения другой продукции или с осознанием определенного риска приобрести имеющуюся, при необходимости обратиться к администрации за консультацией или разъяснением;
- описываемый контроль по направлению производителю SMS сообщений с переменным кодом или индивидуализированным номером упаковки, тары в перспективе может быть существенно упрощен через включение в состав мобильных телефонов, уже применяемых в настоящее время на практике, компактных считывающих устройств одномерного штрих-кода или создание компактных дополнительных устройств, сопрягаемых и подключаемых к мобильным телефонам. При наличии в составе мобильного телефона компактного считывающего штрих-код устройства направлять запрос SMS производителю возможно нажатием одной клавиши кнопки, что в значительной степени облегчит процедуру контроля подлинности и легальности приобретаемого товара.
Совмещенные к КПК мобильные телефоны, имеющие сканер штрих-кодов, существуют уже давно. Например, словацкий «GotiveH41:GSM, GPS, WinCE, NET» на рынке более трех лет. Недостаток указанного устройства – большие размеры 230 х 94 х 34 мм, однако за последнее время появились более интересные аналоги.
В Японии в лаборатории Fujitsu Laboratories был разработан новый тип двумерного штрих-кода, получивший название Fine Picture Code, или FPCode. В отличие от существующих стандартов кодирования, предлагаемая система не требует выделения места для печати метки, и не влияет на графический дизайн. «Невидимость» нового типа штрих-кода основывается на свойстве человеческого зрения по-разному воспринимать объекты разного цвета и разного размера, в результате чего сетка из тонких желтых линий, интегрированная в основное изображение и формирующая собственно FPCode, остается неразличимой невооруженным глазом.
Зато, например, мобильный телефон со встроенной камерой и соответствующим ПО вполне справляется с чтением подобного кода, который может содержать ссылку на веб-страницу с дополнительной информацией по предлагаемому товару, и сразу же отображать ее на экране устройства. Утверждается, что единожды встроенный в цифровое изображение штрих-код будет читаться на любом цветном отпечатке. Fine Picture Code позиционируется в качестве возможной замены ранее применявшемуся примерно для этих же целей QR Code.
Существуют и прикладные варианты использования механизма считывания (видимого и невидимого ) штрих-кода с тары, упаковки и т.д. Так, ГОСТом Р 51074-2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителя» п. 3.2. допускается предоставление информации для потребителя на листе-вкладыше в коробах и иным способом. Постоянный рост у населения аллергических заболеваний, вынуждает многих потребителей более внимательно изучать состав приобретаемых ими продуктов. Для реализации данного права потребителя:
- нанесение информации на этикетке упаковки (что делается не всегда);
- нанесение состава реализуемой продукции в виде видимого или невидимого штрих-кода для последующего считывания:
а) с помощью мобильного телефона с запросом информации непосредственно предприятия-производителя;
б) с помощью сканера с отображением информации на мониторе в торговом зале;
- ручной или автоматизированный ввод информации в компьютер торгового предприятия для отображения на мониторе в торговом зале;
- предоставление потребителям консультации по данному вопросу (на практике – с учетом очередей и продолжительного поиска в залах специалиста, способного консультировать по данному вопросу, используется потребителями в исключительных случаях).
Существуют и другие технологические решения использования мобильных средств в контроле за легальностью оборота и качеством реализуемой населению продукции, прежде всего продуктов питания. Все разработки направлены на:
- повышение достоверности и наглядности в обмене информаций;
- обеспечение, при необходимости, ее документирования и учета;
- сокращения времени в получении требуемой информации;
- сокращение денежных затрат на информационные запросы и обслуживание систем;
- простота и доступность в использовании рядовым потребителем.
Обсуждение возможности привлечения потребителя к контролю легальности оборота с помощью телефонных средств в обсуждении с начала 2003 года. Одна из схем предполагаемой работы применительно к обороту алкогольной продукции приведена в приложении № 2.
Система мобильного контроля, по аналогии с описанным выше, уже частично внедрена и используется в Японии, внедряется в Эстонии, Нидерландах, Казахстане и т.д., в локальном варианте, применительно к обороту алкогольной продукции, функционирует в Республике Татарстан, дополнительно позволяя выявлять магазины, работающие без соответствующей лицензии.
Существуют аналогичные системы и в России. В приложении № 3 приведена схема взаимодействия потребителя с предприятием-производителем по определению подлинности реализуемой продукции на базе использования мобильных телефонов. Ориентировочная стоимость одного запроса потребителя по схеме, предлагаемой к реализации фирмой «АВАНТ МОБАЙЛ», на начальном этапе составит 5 руб. При масштабном использовании указанной выше услуги стоимость затрат потребителя будет заметно снижен. Делать данную услугу бесплатной не представляется целесообразным ввиду формирования большого количества нецелевых спамов на предприятиях-производителях. На практике потребитель постоянно пользоваться данной системой не будет, тем более при приобретении однотипных товаров, но у него появляется такое право, при необходимости осуществить проверку подлинности приобретаемого товара, в особенности, если товар им ранее не приобретался или производится большой объем закупки.
Унификация и комплексный подход к рассматриваемой выше проблеме могут существенно повлиять на конечный результат в контроле за качеством и легальностью продукции, реализуемой населению.

Пункт 4.
В результате информационного обмена предприятия-производителя с потребителем:
а) предприятие-производитель при формировании информационных файлов по выпускаемой им продукции в целях доведения до потребителя факта подтверждения легальности выпускаемой продукции будет вынуждено сократить или исключить в своей работе объемы «серой» (безналоговой) продукции;
б) унифицировать информационные файлы, указанные в пункте 2Д, в значительной степени сопрягающиеся с информацией по бухгалтерскому учету 1С, БЭСТ и т.д., что позволит упростить модификацию или изменение уже существующих программных продуктов;
в) запросы, получаемые предприятием от потребителя о подтверждении легальности выпускаемой – приобретаемой продукции в случае несовпадения с данными в информационной базе предприятия, регистрируются и могут быть использованы:
- предприятием для выявления мест сбыта – реализации контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции с передачей полученной информации в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер;
- надзорными и правоохранительными органами для регистрации всех несоответствий по запросам потребителей с информационными базами предприятия для выявления достоверности налогооблагаемого учета и районов реализации контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции с использованием (по запросам) технологических возможностей телефонной связи по уточнению мест, с которых был произведен звонок потребителя, что позволит пресекать массовый сбыт контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции;
- реализация описанного выше механизма закладывает основы повышения достоверности представляемых предприятиями статистических отчетных данных практически в любом оценочном сегменте на уровне детального декларирования, а также проводить мониторинг по перечню предприятий, работающих только с легальным оборотом продукции и т.д.;
г) использование системы также позволит по:
- лекарственным препаратам, продуктам питания, элементам одежды, обуви, косметики, средств личной гигиены и т.д. основной акцент в контроле за легальностью оборота переносится на потребителя;
- по промышленным продуктам, вычислительной технике, информационным ресурсам, средствам связи и т.д. увеличить число и достоверность проверок;
- учитывать получаемые данные при лицензировании, аккредитации, сертификации предприятий и их продукции и т.д.;
д) исключить из контроля оборота товара в розничном звене дорогостоящие «Ноутбуков» и поднять достоверность контроля через аппаратно-программное документирование запросов. При использовании «Ноутбуков» иногда включается человеческий фактор: «Мы как будем делать проверку с «Ноутбуком» или так?».
е) существуют и другие прикладные варианты использования описанной выше системы. Например, съема камерой мобильного телефона фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетними с последующей комиссионной проверкой полученной информации.

Пункт 5.
Способы идентификации подлинности контролируемых объектов в теоретическом плане уже в настоящее время находят широкое применение. Среди большого объема различных технологических элементов защиты особое внимание уделяется информационной защите или их комплексному использованию, в т.ч. на подготовку информации об объекте в цифровом виде, включая информацию о типе объекта, производителе, дате производства, индивидуальном номере объекта, текстовую информацию в виде сопроводительных документов к объекту, подписывают эту информацию электронной цифровой подписью (ЭЦП) маркировщика, преобразуют в штрих-код и наносят его на объект или на этикетку, закрепленную на объекте. При считывании информации производят обратное преобразование штрих-кода в цифровую форму, выделяют из него электронную цифровую подпись, после чего производят проверку подлинности ЭЦП. Если ЭЦП идентифицирована как подлинная, то проводят проверку подлинности объекта путем сравнения считанной информации об объекте с базой данных о подлинных объектах, Если эта информация совпадает, то объект идентифицируют как подлинный.
Однако, указанные варианты контроля имеют ряд существенных недостатков, в значительной степени снижающих эффективность их применения:
1. В соответствии с ГОСТ Р 34.10 размер ЭЦП в настоящее время составляет 64 байта. Если к информации о продукции добавить служебную информацию, то штрих-код с информацией, заверенной ЭЦП, имеет длину, которую трудно рационально расположить на товаре для маркировки, прежде всего, на малогабаритной повседневной потребительской продукции.
2. Штрих-код, полученный с помощью шифрования информации о продукции на термопринтерах, в том числе и с использованием ЭЦП, в случае механического повреждения штрих-кода, не может быть расшифрован, а продукция не может быть идентифицирована, даже в случае ее подлинности. Значительно более высокая достоверность считывания штрих-кода обеспечивается полиграфическим нанесением, однако, при таком штрих-кодировании в ее составе будет находиться меньшее количество взаимоувязанной информации. Ограничиваться анализом информации, получаемой после считывания штрих-кода в том и другом случае, не является достаточным при определении подлинности продукции.
3. При использовании метода защиты подлинности продукции, при котором информация об объекте формируется в цифровой форме, а далее подписывается ЭЦП и преобразуется в штрих-код – высока техническая сложность нанесения идентификационных меток, что при массовом производстве сложно для производителя (требуется специализированное оборудование) и, соответственно все это удорожает легальную продукцию и формирует интерес теневого оборота.
Так, при считывании информации производят обратное преобразование штрих-кода в цифровую форму, выделяют ЭЦП, и т.д. – идентификация подлинности товара становится сложной для рядового покупателя и доступна лишь контролирующим организациям, оснащенным соответствующим оборудованием, каналами связи (защищенными), имеющих доступ в базы данных, содержащих информацию о товарах.
4. Использование штрих-кода с ЭЦП и без нее на этикетке может быть тиражировано в виде зеркального изображения через считывание и последующего повторного отображения без расшифровки текста или с использованием элементарного сканирования или ксерокопирования. Фактически, можно получить большое количество этикеток с достоверным штрих-кодом и ЭЦП, подтверждающих подлинность однотипных, но разнокачественных товаров или продукции.
5. Использование ЭЦП требует определенной базы данных и ее содержание, а также штат специалистов по маркировке и расшифровке этих товаров. Если контролирующий орган не располагает всей информацией обо всех маркировщиках, то ему необходимо письменно запрашивать необходимые сведения у конкретного маркировщика, находящегося в другом регионе, что в значительной степени затрудняет и удлиняет сроки идентификации подлинности объекта.
6. Указанный способ позволяет определить подлинность носителя информации, на котором нанесен штрих-код, и не позволяет однозначно идентифицировать объект, на котором закреплен этот носитель. В связи с этим, возможна подмена объекта, при этом на неподлинный объект может быть нанесена подлинная этикетка со штрих-кодом и в результате проверки будет ошибочно установлена подлинность неподлинного объекта.
7. Все вышеуказанное распространяется и на открытые ключи маркировщиков, расположенных в разных регионах. Однако помещение открытого ключа маркировщика в штрих-код приводит к тому, что злоумышленник может одновременно подменить ЭЦП и открытый ключ.
8. Ограничение в использовании только одного штрих-кода в определении подлинности продукции осложняется отсутствием у покупателя устройства, считывающего штрих-код, устройства в сравнении электронной подписи и может быть использовано только государственными контролирующими организациями.
9. Использование различных элементов защиты, в том числе штрих-кода, под непрозрачными красками в условиях развитой в настоящее время полиграфической базы может тиражироваться в зеркальном виде в значительных объемах и не являться самостоятельными элементами защиты, а закрытость информации под непрозрачным слоем существенно осложнит возможность сопоставления данных конкретной партии и упростит элемент подделки в небольших объемах.
10. Использование при кодировке продукции индивидуального кода изделия, сформированного с помощью генератора случайных чисел, осложняет подделку продукции, но не всегда может быть применено к продукции, реализуемой в фиксированной таре (бутылки, емкости и т.д.).
11. Идентификация подлинности продукции, основанная только на применении специальных технических средств, недоступных в полном объеме потребителю, не обеспечивает требуемой полноты охвата контролем всего оборота, прежде сего «крышуемых предприятий и организаций».
Использование для контроля подлинности продукции одного или двух информационных показателей является недостаточным и требует их сочетания с другими, в том числе, полиграфическими, электронными и т.д. элементами индивидуализации продукции. Оптимальным в ходе создания системы контроля определения подлинности или идентификации продукции является максимальное использование существующей, возможно заранее подготовленной, не дорогостоящей разнотипной информации, в отдельных случаях с применением передовых технологий (микрочипирование, системы «Дата-Дот», «Юниграм» механизмов использования инкщурной краски, полномасштабные лабораторные испытания и т.д.).




Пункт 6.
Применение мобильных телефонов, интернет-связи и т.д., например, может быть использовано при совершенствовании Единой государственной информационной системы. Главным индивидуализатором каждой единицы алкогольной продукции является подотчетная Государству акцизная марка, имеющая соответствующий номер и серию.
В месяц в стране реализуется около 300 млн. акцизных марок. Соответственно, в год – 4 – 5 млрд. марок. Для индивидуализации каждой марки в учетной базе данных потребуется как минимум 11 разрядов. При введении дополнительно к 11 разрядам буквенного исполнения или 12-го и 13-го цифровых разрядов можно обеспечить индивидуализацию каждой марки на период до 25 лет, что в значительной степени сократит объемы хранилищ информации по учету оборота алкогольной продукции.
13-ти разрядный код можно нанести в виде одномерного штрих-кода на марку с размещением ее на верхней части водочной бутылки в целях последующего ее считывания в автоматическом режиме. Однако, учитывая возможные технологические погрешности при нанесении акцизных марок на технологических линиях заводов-производителей обеспечить гарантированное считывание 13-ти разрядного кода в виде одномерного штрих-кода проблематично. Данная задача может быть решена при применении двумерного штрих-кода, хотя и при сокращении существующих считывающих сканеров.
Нанесение описанного штрих-кода, подтверждающего номер и серию акцизной марки и самых номера и серии, должно и обязано производиться полиграфическим методом, что повышает достоверность его считывания в отличие от термопринтерного исполнения (основа формирования зеркального оборота).
В данном случае алкогольная продукция оклеивается акцизными марками в виде технологической защиты укупорки, исключающей, в соответствии с требованиями существующего законодательства, повторное использование как акцизной марки, так и тары под алкогольную продукцию.
Штрих-код, содержащий номер и серию марки на производственной линии, может считываться двумя способами:
- непосредственно перед нанесением его на тару с передачей данных на вычислительный центр предприятия;
- после нанесения его на тару с передачей данных в вычислительный центр.
В качестве примера проведено сканирование штрихового кода 128С, разрешение 0,125 мм, содержащего 14 символов. Код достаточно высокой плотности и соответственно небольшой ширины (менее 14 мм). Ширина кода 14 мм, общая ширина с учетом свободных зон в 20 мм достаточна для его считывания. Чтение указанного кода проводится сканером Gryphon D432 E. Это не самый дешевый сканер, позволяющий эффективно считывать как одномерные, так и двумерные штриховые коды высокой плотности. В зависимости от площади поверхности для нанесения штрих-кода можно увеличить ширину кода, т.е., уменьшить плотность кода, и считывать его более дешевыми сканерами
После заполнения короба все считанные номера и серии акцизных марок, наклеенных на бутылки, находящиеся в коробе, могут распечатываться в виде двумерного штрих-кода, не требующего применения механизма скоростной печати и наклеиваться на сам короб, а также наноситься в товаросопроводительную документацию.
Штрих-коды коробов могут считываться и объединяться в штрих-коды палет и применяться в виде отображения в товаросопроводительной документации. Практически, в товаросопроводительном документе отображаются все номера и серии марок, наклеенных на подлежащую к реализации продукцию. Более жесткой индивидуализации продукции для ее учета в товаросопроводительной документации при последующей реализации потребителю, чем предложено выше, с учетом минимальных финансовых затрат по нанесению штрих-кодов добиться сложно. Автоматизированный процесс товаротранспортных накладных (ТТН) с введением в ее состав штрих-кода по индивидуализации продукции позволит взаимоувязать номера ТТН («Торг-2» и т.д.) и, при необходимости, проследить всю фактическую цепочку реализации товара (продукции).
Однако, и описанный выше механизм учета оборота как подакцизной, так и иной продукции, не может быть самодостаточным, так как в основе реализации товаров для большинства потребителей определяющим фактором является цена, следовательно, мобильный контроль розничного оборота товаров носит и будет носить избирательный характер, часто ориентированный только на определенные группы товаров.
С учетом сказанного, требуется дальнейшее совершенствование контроля и на других этапах продвижения продукции.
Например:
- Анализ всего процесса производства алкогольной и спиртосодержащей продукции от поставки сырья на спиртовые заводы до реализации продукции в рознице показывает, что одной из важнейших причин, способствующих формированию ее теневого оборота, является перемещение, прежде всего, всех видов спиртов без должного и гарантированного контроля за ними.
- В целях изменения сложившихся практики в организации перемещения всех видом спиртов по территории страны необходимо организовать перевозку указанной продукции только лицензированными транспортными средствами (автоцистерна, железнодорожная цистерна и т.д.), что позволит повысить качество контроля за производством и оборотом всей алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Технологически потребуется решить следующее:
- Под контролем специализированной организации установить приборы спутникового слежения перемещения транспортного средства. Аналогичные системы уже широко применяются в различных типах автосигнализации для поиска угнанных автомобилей. Широкое их использование приведет к значительным снижениям стоимости, а незначительная модернизация приборов – к расширению спектра решаемых задач.
- Организовать документирование маршрутов движения лицензированного транспорта, в том числе и в реальном масштабе времени.
- Обеспечить с помощью существующего видеонаблюдения (ГАИ РФ и т.д.) и других технических средств съема информации для контроля за перемещением транспорта в целях своевременного пресечения перевоза контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции, вплоть до изъятия транспортных средств, участвующих в незаконной перевозке продукции в пользу государства.
- Сопоставление информации по движению лицензированного транспорта с другими формами отчетности, прежде всего, имеющимися в Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
- На базе внедряемой в настоящее время Системы ЕГАИС и в дополнение к контролю за перемещением лицензированного транспорта организовать учет перевозимых объемов продукции и т.д.
Реализация предложенного механизма работы, а также других сопутствующих задач, не требует продолжительных разработок различных программ, технических средств и позволит обеспечить их внедрение в ближайшее время.

<-- Вернуться на страницу новостей
(с) ГУП г. Москвы “МОСКОВСКОЕ КАЧЕСТВО”
Улица Маросейка Дом 7/8, стр.1 Телефон: (495) 625-73-27 Факс: (495) 628-06-80
Горячая линия: (495) 621-95-24
Рейтинг@Mail.ru