На главную
главная
новости
контакты
партнеры
потребителям
Деятельность Нормативная база Реестры
 

Старт проекта под названием «Библиотека потребителя»

Старт проекта под названием «Библиотека потребителя»

17.03.2011
В честь празднования Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта 2011 г. Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московское качество» в рамках пресс-конференции был дан старт проекту под названием «Библиотека потребителя».

Проект имеет социальную направленность и ориентирован на консультационную поддержку и просвещение потребителей всех возрастов и социальных групп. На сегодняшний день проект заручился поддержкой Межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», Объединения потребителей России.

Открыл пресс-конференцию Игорь Назаров заместитель генерального директора ГУП г. Москвы «Московское качество», обратившийся с приветственным словом к ее участникам. Он рассказал об идеологии проекта и причинах, побудивших к его созданию. 50 лет назад, 15 марта 1961 года, президентом США Джоном Кеннеди были сформулированы четыре основные права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным. Созданная в этом же году Всемирная организация союзов потребителей разработала Кодекс потребителя и добавила еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. В реализации проекта «Библиотека потребителя» основное внимание уделено реализации прав на информацию и на потребительское образование. Законодательство нашей страны одно из самых ориентированных на защиту прав потребителей.

Главная задача проекта это достижение комплексности, полноты и доступности для понимания информации обычным потребителем без специальных знаний. «Помощь не только консультационная и обучающая, но и оперативная и удобная. Права потребителя реализуется только по его инициативе, а для этого он их должен знать и понимать, как действовать в конкретных ситуациях. Цель проекта – помочь потребителю в этом и здесь мы не подменяем Роспотребнадзор и общественные организации по защите прав потребителей, а только дополняем их. Наиболее эффективная форма реализация проекта – это комплексный интернет-ресурс, пока в виде странички на сайте нашего предприятия (www.mosquality.ru), с максимум опций, включая нормативную документацию, ситуации, советы, информацию по качеству и безопасности товаров и т.д. Проект «Библиотека потребителей» только в начале пути, он будет все время развиваться и должен достичь серьезного уровня в 2012 году, когда исполнится 20 лет со дня принятия закона «О защите прав потребителя» и 15 лет со дня создания ГУП г. Москвы «Московское качество»»,- отметил Назаров.

По опыту работы ГУП г. Москвы «Московское качество», можно констатировать, что нарушение прав потребителей постоянно имеет место, в том числе и реализация контрафактных, некачественных и фальсифицированных товаров, что снижает качество жизни человека и, в отдельных случаях, может наносить вред его здоровью. Такие факты широко освещаются в публикациях в СМИ, телепередачах, Интернете. Мы также постоянно выявляем их в процессе проведения мониторингов качества и безопасности товаров на московском потребительском рынке и эта информация будет доступна потребителю в рамках указанного проекта. Наше предприятие также подтверждает качественные характеристики продукции добросовестных производителей в рамках добровольной сертификации «МОСКОВСКОЕ КАЧЕСТВО», данные о ее результатах будут размещены в «Библиотеке потребителя» и, надеемся, станут ориентиром для потребителя в огромном ассортименте товаров на рынке. К сожалению, производители продукции и торговля практически не заинтересованы в подтверждении качества продукции в независимой, профессиональной и авторитетной организации, а зачастую привлекают потребителя низкой ценой и яркой рекламой в ущерб качеству.

Координатор проекта «Библиотека потребителей» – советник генерального директора ГУП г. Москвы «Московское качество» по связям с общественностью Екатерина Милованова, выразила уверенность в хороших перспективах развития проекта: «Он будет постоянно пополнятся актуальными нормативно-правовыми актами с комментариями и разъяснениями наших специалистов и партнеров. В отдельных случаях, которые будут требовать оперативного вмешательства, специалисты нашей организации будут осуществлять не только правовую, но и фактическую поддержку потребителей, путем оказания помощи в составлении обращений, жалоб и иных документов в адрес продавцов и органов государственного контроля и надзора. В дальнейшем мы планируем расширение данного проекта путем добавления различных сервисов».

«Библиотека потребителя» ставит своей целью комплексное информирование потребителя о качественной продукции ее производителях и продавцах, о действующих нормативно-правовых актах и возможностях их использования в интересах потребителей. В составе проекта будет электронная библиотека, телефон «горячей линии» и электронная почта, куда потребители смогут направлять свои вопросы. Кроме того, на базе проекта будет открыт лекторий по правам потребителя для школьников и студентов.

«Ежедневно потребитель один на один вынужден сталкиваться с тысячью торговых марок, зачастую значительная часть которых, это фальсифицированная продукция, которая не соответствует требованиям технических документов», - констатирует Вадим Дробиз, независимый эксперт потребительского рынка и руководитель аналитического центра ЦИФРРА. Он привел данные исследований, что высокий уровень образования россиян, заложенный еще в СССР, позволяет им не реагировать на рекламу, в том числе недобросовестную, в той степени, как это происходит в западных странах. Но подрастающее поколение уже более подвержено воздействию рекламы и эту тенденцию нужно менять. Сейчас проводятся массированные рекламные мероприятия и маркетинговые акции, предоставляющие не всегда объективную информацию о товарах и услугах. Но относительно невысокие доходы основной массы населения мотивируют производителей на снижение цен в первую очередь за счет качества товаров. Несмотря на работу государственных и общественных организаций, защищающих права потребителей, количество нарушений не снижается, некачественная и фальсифицированная продукция по прежнему реализуется в розничной торговле. По мнению Вадима Дробиза, основной задачей проекта должно являться максимальное информирование потребителей о производителях некачественной продукции и, соответственно, удаление их с рынка. Безусловно важно организовать воспитание потребительской грамотности с детства, такая деятельность должна быть поддержана государством.

Олег Сиваков, советник генерального директора АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ также выразил поддержку проекту и особо отметил, что в настоящее время соблюдать права потребителей все сложнее, в частности, даже при проведении лабораторных испытаний, не всегда получается выявлять фальсифицированную продукцию. Сейчас очень важно обратить внимание именно на контроль качества, ведь такая деятельность отдельных организаций невелика по охвату и необходима ее системная поддержка государством.

Специалист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Роман Гайдашов проинформировал участников пресс-конференции о том, что в Европе потребительское просвещение заложено в программы обучения, а у нас практически этого нет. В то же время растет количество обращений потребителей в ОЗПП с целью защиты их прав (в прошлом году их было более 60 тысяч). Особенно много жалоб на качество пищевой продукции, бытовой техники, услуг ЖКХ, сотовых операторов, и это при постоянном росте цен на них. Много фактов фальсификации товаров, нарушения сроков реализации товаров и использования испорченных продуктов питания в кулинарных изделиях. Эффективность системы государственного контроля в этой сфере невысока, в том числе по причине принятия закона, защищающего права предпринимателей при проверках, добровольности применения ГОСТов, отсутствия необходимых технических регламентов на продукцию. В результате конкурентные преимущества получает недобросовестный производитель. Регулирование этого вопроса бизнесом посредством создания саморегулируемых организаций (СРО) находится пока в зачаточной стадии. ОЗПП призывает потребителей проявлять большую активность в защите своих прав и проект «Библиотека потребителей» должен помочь в этом.

Главным информационным событием пресс-конференции стало начало работы на базе «Библиотеки потребителя» школьного лектория. Первая вводная лекция была подготовлена и проведена начальником организационно-информационного отдела ГУП г. Москвы «Московское качество» Мариной Бубновой для ребят 9 класса школы № 480 им. В.В. Талалихина. В дальнейшем дети смогут всем классом придти в библиотеку потребителя и получить основные навыки общения с персоналом магазина в случае возникновения конфликтной ситуации. В рамках занятий эксперты ОЗПП расскажут о реальных случаях нарушения прав потребителей и вариантах выхода из них.

В конце пресс-конференции члены Президиума ответили на многочисленные вопросы журналистов.

<-- Вернуться на страницу новостей
(с) ГУП г. Москвы “МОСКОВСКОЕ КАЧЕСТВО”
Улица Маросейка Дом 7/8, стр.1 Телефон: (495) 625-73-27 Факс: (495) 628-06-80
Горячая линия: (495) 621-95-24
Рейтинг@Mail.ru