На главную
главная
новости
контакты
партнеры
потребителям
Деятельность Нормативная база Реестры
 

Анализ целесообразности проведения мониторинга пищевой продукции

Анализ целесообразности проведения мониторинга пищевой продукции

09.09.2008
Анализ целесообразности проведения мониторинга пищевой продукции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Прижизненная мумификация, определяемая избыточным потреблением консервантов, в дополнение к значительному объему ежедневно потребляемой «мусорной еды» требует в ХХI веке принципиального изменения понятия безопасности пищевой продукции и коренного изменения подхода к здоровью человека через целенаправленное развитие и поддержание на самом высоком уровне его иммунной системы. «…не надо бороться с болезнями, а нужно помогать организму справляться с ними» - Гиппократ.

Регламентация работ по обеспечению продовольственной безопасности населения в России определяется, прежде всего, законом «О техническом регулировании» с возложением на федеральные органы власти ответственности за безопасность пищевых продуктов.

Вопросы качества продукции отданы на саморегулирование производителям и потребителям. Однако производители, заинтересованные в получении прибыли, для обеспечения конкурентоспособности своей продукции не отдают приоритетность ее качеству. Потребитель же не в состоянии самостоятельно определять качество продукции, особенно в период внедрения большого числа новых технологических решений при возделывании сырья и продукции в целом (красители, подсластители, стабилизаторы, ароматизаторы, консерванты, ГМО и так далее.).

В то же время по данным ученых состояние здоровья человека до 80% определяется структурой его питания. До 85% всех токсичных веществ, попадающих в организм человека, в том числе и влияющих на его наследственность, потребляются с пищей и водой. Появляется очевидная востребованность в обеспечении потребителя в достоверной информацией по приобретаемой им пищевой продукции.

Все возрастающее количество на потребительском рынке некачественной («мусорной еды») и отсутствие достоверной информации о ней приводят к плачевным результатам:

- по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня более 60% (!) смертей в мире вызваны опасными для здоровья продуктами. Продукты не обязательно должны быть ядовитыми в буквальном смысле, но при постоянном потреблении медленно разрушают человека изнутри;
- в этом году главный санитарный врач России Г.Онищенко отметил: «Неправильное питание – главная угроза здоровью детей, а значит, нации в целом. Состояние здоровья школьников России в последние годы следует рассматривать как катастрофическое, поскольку более 92% из них имеют те или иные отклонения и проблемы со здоровьем»;
- согласно данным столичных эпидемиологов, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей в Москве увеличилась на 12,8%, подростков – на 34,6%. Только 10% московских школьников можно считать условно здоровыми.

Одновременно, при росте пищевых отравлений, прежде всего детей, все чаще выявляются факты отравлений на основе ново-вирусных образований, уже более 5% от вновь открытых наукой (перспектива многообещающая). В своем выступлении на указанной ниже конференции заместитель главного государственного санитарного врача по городу Москве В. М. Глиненко отметил: «При все возрастающем количестве фактов пищевых отравлений среди детей в 40% случаев не удается определить истинную причину отравления», и как следствие принять правильные меры воздействия.

На сегодняшний день связь между пищевой непереносимостью и проблемами здоровья доказана клинически и не вызывает сомнений в медицинских кругах Европы и США:

- одна из самых авторитетных и известных в Европе лабораторий – английская лаборатория Cambridge Nutritional Science Ltd – долгое время занималась этой проблемой и разработала методику выявления пищевой непереносимости по анализу реакции крови на образцы употребляемой пищевой продукции;
- существует диетологическая взаимосвязь с группой крови человека;
- являются устойчивыми давно существующие и не меняющиеся коэффициенты генотипирования. Например: разные возможности расщепления организмом человека уксусного альдегида поступающего в кровь и влияющего на степень его опьянения;
- аллергическая несовместимость отдельных продуктов питания с физиологическими возможностями конкретного человека и многое другое.
Можно сделать вывод, что эволюционные возможности организма человека серьезно отстают от темпов и диапазона роста новых, ранее не известных по своей структуре продуктов питания, не говоря о преднамеренно подделываемых и фальсифицируемых.

Как следствие человечество получило интенсивные темпы роста:

- различных видов микроэлементозов и широкого спектра связанных с этим серьезнейших заболеваний;
- сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний пищевого тракта (прижизненная мумификация человека в следствие избыточного потребления консервантов накапливаемых в организме и так далее);
- онкологических заболеваний подтвержденных рядом исследований и статистическими данными (Европа 2004 год – 302 тыс. чел., 2006 год – 3.4 млн. чел.);
- болезненного ожирения (на втором месте среди причин смертности в США);
- алкоголизации (существование феномена антиципации - всякое последующее поколение потребляет количество алкоголя больше, чем предыдущее) и других показателей.
- распространение СПИДа (ослабление иммунитета при потреблении прежде всего «мусорной еды», прокурсоров, наркотиков, избыточного алкоголя, табака, нарушений экологии и так далее).

Многие вновь появляющиеся на потребительском рынке продукты питания должным образом не изучаются на предмет их возможного воздействия на организм человека и животных, а тем более в совокупности с другими продуктами. Например: интересна оценка отличий продуктов с генно-модифицированными организмами и обычных на предмет сравнения их микроэлемнтной, химической и других составляющих.

Отсутствие должным образом организованных работ в одном направлении усугубляются отсутствием должного контроля в другом направлении.

Так правовым управлением Аппарата Государственной Думы Российской Федерации отмечено: «По отдельным группам мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий контрафактная и фальсифицированная продукция, находящаяся в обращении, достигает 50%».

«40 % товаров на продовольственном рынке столицы – фальсификат или подделка. Таковы официальные данные Роспотребнадзора» («Московский комсомолец» 13.09.2008 г.). Все официальные данные по проблемным вопросам никогда не могут быть завышенными. Помимо этого существующие в настоящее время критерии оценки безопасности пищевых продуктов являются менее жесткими, чем того требует полная идентификация продукта.

На практике Роспотребнадзор при оценке безопасности пищевой продукции часто проводит локальную экспертизу только ее образцов, предоставляемых непосредственно производителями (гигиенические сертификаты).

Плановые мероприятия по надзору за деятельностью юридических и физических лиц Роспотребнадзор может осуществлять не чаще чем один раз в два года, но при этом он лишен права проводить «контрольные закупки».

Для проведения Роспотребнадзором внеплановых контрольных мероприятий необходимо наличие потерпевшего или других обязательных составляющих правонарушения, т.е. Роспотребнадзор больше работает не над предотвращением нарушений, а над устранением последствий и наказанием виновных.

В тоже время в соответствии со ст. 6 Закона № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» органы государственной власти субъектов РФ вправе участвовать в осуществлении полномочий РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Действенным направлением в данной работе может стать проведение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации системного мониторинга качества пищевой продукции, хотя бы на соответствие заявленным характеристикам, на основе ее экспертизы в аккредитованных профильных лабораториях.

Порядок проведения мониторинга определен ст.14 Закона № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и требованиями постановления Правительства Российской Федерации от № 883 от 22.11.2002 года.

Для реализации указанного выше мониторинга необходимо создание соответствующих структур в субъектах Российской Федерации, например Государственного учреждения или обеспечение другой формы организации работ и обеспечение бюджетного финансирования.

Проведение мониторингов продуктов питания, реализуемых населению на предмет наличия в них ГМО (Москва), питьевой воды (Татарстан), соков (Санкт-Петербург) и так далее, подтвердили на практике целесообразность и необходимость проведения такой работы.

Материалов и информации по рассматриваемому вопросу много:

- «Осторожно вредные продукты» - М.И Ефремов, 2004 год;
- Аналитическая записка по вопросу необходимости введения дополнительных мер, направленных на выполнение требований Закона Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевой продукции» от 25.02.2008 года (сайт: www.mosquality.ru);
- Резолюция Первой научно-практической конференции на тему: «Проблемы качества и безопасности товаров на потребительском рынке города Москвы» от 03.06.2008 г.;
- «Продовольственная безопасность, как важнейший элемент комплексной безопасности страны» (журнал «Глобальная безопасность» № 1-2 за 2008 год);
- Фильм (две части) май 2008 года на канале ОРТ «Осторожно еда» и так далее.

Внедрение мониторинга пищевой продукции уже в ближайшее время позволит:

- более объективно оценить ситуацию с продуктами питания реализуемыми населению и спланировать приоритетность работ в данном направлении;
- существенно сократить затраты на здравоохранение и трудопотери по больничным листам, особенно в период нехватки трудовых ресурсов;
- в перспективе улучшить демографическую составляющую в соответствии с требованиями Президента Российской Федерации об увеличении средней продолжительности жизни человека до 75 лет и сокращению существующих показателей смертности в 1,5 раза;
- существенно улучшить состояние здоровья человека, прежде всего – детей;
- снизить тенденции роста людей с ограниченными возможностями и т.д.

Представляет интерес и реализация других направлений в работе по рассматриваемому вопросу отображенных в указанной выше Аналитической записке.

<-- Вернуться на страницу новостей
(с) ГУП г. Москвы “МОСКОВСКОЕ КАЧЕСТВО”
Улица Маросейка Дом 7/8, стр.1 Телефон: (495) 625-73-27 Факс: (495) 628-06-80
Горячая линия: (495) 621-95-24
Рейтинг@Mail.ru